Окончание биографии капитана Эвери  

Наименее удачной выглядит попытка совместить несколько версий: «Суд учел, что осужденные пытались продать причитающуюся им долю алмазов, но были обмануты торговцами. В результате Айвери был помилован, но все его средства конфискованы, и он умер, прося милостыню на улице». Не говоря о том, что обман пирата жуликом не мог считаться смягчающим обстоятельством ни по каким законам, Эвери не мог попасть под суд (каков бы ни был приговор), раз еще в 1699 году коммодор Уоррен, отправленный в Индийский океан ловить пиратов, имел специальную инструкцию, по которой Эвери и капитан Кидд не подлежали амнистии, распространявшейся на прочих морских разбойников.

Рассказ Дефо о том, как Эвери был обманут коварным торговцем (отдал ему драгоценности и не получил обратно ни их, ни вырученных от продажи денег), написан явно с морализаторской целью. «Эта история слишком литературна, чтобы быть правдой, – справедливо пишет Можейко. – Откуда стали известны подробности его сделки с торговцем?» Добавим еще одно соображение: если Эвери, конечно, не мог жаловаться на обманщика, то и тот не был ничем защищен. Почему отважный пират, бравший на абордаж корабли в безбрежном океане, должен был отказать себе в удовольствии перерезать глотку наглой сухопутной крысе? Крыса же точно так же не могла жаловаться, потому что, не выдав Эвери и взяв у него драгоценности на продажу, торгаш сам стал сообщником пирата!

Итак, об Эвери по-прежнему известно только то, что о нем ничего не известно… Утверждение, будто он умер в 1696 году и даже похоронен в Байдфордской церкви, скорее всего – домысел на основе упоминания того же Дефо о смерти капитана в Байдфорде. Если бы точно знали о месте его захоронения, не только стало бы невозможным распоряжение коммодору Уоррену, о котором мы упомянули выше, но и сама могила неизбежно превратилась бы в местную достопримечательность. «Пират-счастливчик» канул в неизвестность, и остается даже возможность, что сам рассказ о его последнем вояже в Англию через Ирландию – не более чем отвлекающий маневр, а Эвери, Бриджмен или какое там новое имя избрал он себе теперь, остался в Америке и окончил свои дни там же.

Одно кажется несомненным: в море капитан больше не выходил. Если бы это произошло, он должен был бы вновь назваться прежним широко прославленным именем, которое само по себе действовало бы на трепещущего противника лучше всяких пушек. Но карьера капитана Эвери завершилась, даже если человек, носивший эту кличку, и прожил на покое долгую жизнь.

Завершая рассказ о жизни одного из самых удачливых и известных пиратов, нужно еще раз вернуться к вопросу, которого мы уже касались. В Эвери интересно его намерение после всех «подвигов» на море вернуться к мирной жизни: если, скажем, Эдварда Тича, знаменитого «пирата Черная Борода», трудно представить себе обывателем на покое, то Бенджамин Бриджмен, похоже, стремился именно к этому. Снова подчеркнем: избранное им ремесло не терпело трусов, да и слишком уж явных подлецов терпело редко, от пиратов XVII – XVIII веков («Golden Age of Piracy» – «Золотой Век Пиратства», как часто называют эти десятилетия), совершавших на утлых скорлупках многомильные переходы по бурным и неизведанным морям и отважно бравшим на абордаж любого противника, требовалось много качеств, которые и сейчас привлекают к ним сердца любителей морской романтики, и всем этим пираты разительно отличались от «героев» нынешней организованной преступности, которая превратилась в обыкновенную индустрию с трусливым «обеспечением» в виде адвокатов, юрисконсультов и т. п. Напротив, пираты «Золотого Века» рисковали всем с большой вероятностью не приобрести ничего (удачи, подобные той, которая улыбнулась капитану Эвери, были, конечно, редкостью); и все же среди сорви-голов, навсегда распрощавшихся с мирной жизнью, встречалсь и люди иного склада…

«Вот как оно с джентльменами удачи… Жизнь у них суровая, неустойчивая, и рискуют они, но едят да пьют как бойцовые петухи, ну, а когда поход закончится – эге, у них в карманах уже не сотни фартингов, а сотни фунтов. Ну, большинство за ром да за хорошие гулянки, – и опять в море в одних рубахах. Но я-то на этот курс не ложусь. Я вкладываю деньги, кое-что здесь да кое-что там, и нигде помногу, чтобы кто не заподозрил. Вот смотри, мне пятьдесят лет; вернусь из этого плавания и буду жить джентльменом, правда. Давно пора, говоришь. Да-а, да и между походами у меня была обеспеченная жизнь, никогда я не отказывал себе ни в чем, что бы душа ни пожелала, и спал я сладко и ел вкусно все время, ну разве что не в море. А как я начинал? Марсовым, как и ты!»

Кого мы слышим? Да это же самый известный литературный пират, Джон Сильвер! Храбрый, умный, хитрый, жестокий, властный – и бережливый, склонный провести остаток своих дней в довольстве и сытости, не напоминает ли чем-то «Долговязый Джон» (Long John) «Долговязого Бена» (Long Ben), как звали Бенджамина Бриджмена – капитана Эвери? (Кстати, некоторые авторы упорно именуют его Джоном.) Ну, а уж приходила ли на ум создавшему образ Сильвера автору великолепного «Острова Сокровищ» Р.-Л. Стивенсону эта аналогия – так и останется навсегда такой же загадкой (теперь уже загадкой писательского творчества), какие окружают личность и дела «удачливого пирата».





Основные книги,
в которых содержатся сведения
о капитане Эвери:

Д. Дефо «Всеобщая История Пиратов, от их первого Подъема и Поселения на острове Провиденс и до Настоящего Времени» (очерк об Эвери приведен на этом сайте)

J. Rogozinski «The Wordsworth Dictionary of Pirates. Brigands, buccaneers and privateers in fiction, fact and legend», Ware (England), 1997

И.В. Можейко «В Индийском океане. Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях (XV – XX века)», Москва, 1977

Я. Маховский «Под черным флагом» (очерк об Эвери приведен на этом сайте)

На все сайты, информация с которых была использована при написании биографии Эвери, приведены ссылки в разделе «Читайте еще…»





Другие материалы о капитане Эвери...

Капитанский мостик Пираты, корабли, океаны... Даниэль Дефо Бутылочная почта

Сайт создан в системе uCoz