Читая разнообразные версии биографии капитана Эвери, невольно приходишь к заключению, что его молодые годы не просто окутаны густым туманом (это свойственно большинству других пиратских вожаков, да и более законопослушных деятелей той удаленной от нас эпохи); они дают основание как бы для противоборства двух версий, которые можно условно назвать «пиратской» и «офицерской».
Согласно первой, он – в прошлом работорговец, пират или в лучшем случае приватир, может быть – моряк с торгового судна; имя его не вполне ясно, и «Эвери» считается то подлинной фамилией, то кличкой-псевдонимом, так же как и «Бенджамин Бриджмен» – то ли изначальное прозвание будущего капитана, то ли имя, под которым он скрывался от лондонской Фемиды по завершении своих деяний в Индийском океане.
Вторая версия видит Эвери или Авери (написание опять-таки неясно, но это как раз для того времени не является чем-то подозрительным) офицером Королевского Флота, причем дает даже некоторые биографическо-хронологические вехи (о них чуть позже) . При этом «Эвери» – естественно, подлинная фамилия, а «Бриджмен» – подложная, принятая в момент заметания следов.
Из этого биографического тумана наш герой выходит только в 1693 году на борту «Карла» (или «Чарльза», название же «Герцог» из «Всеобщей Истории Пиратов» мы вынуждены отвергнуть, поскольку оно противоречит совершенно определенному указанию в собственном письме Эвери «To All English Commanders»), где служит в качестве одного из офицеров или даже помощником капитана Гибсона. Некоторый дополнительный свет на прошлое человека, носившего фамилию Авери и действительно служившего в военно-морском флоте, кажется, проливает один интересный документ, хотя решить главный вопрос – тот ли это человек, который нам нужен, – он, к сожалению, не в состоянии…
Итак, 21 декабря 1689 года в Палате Общин английского Парламента была рассмотрена датированная 11 октября того же года жалоба на капитана Авери, командовавшего пинассом Их Величеств «King’s Fisher» («Королевский Рыбак»). Протокол гласит:
«As to the Complaint of the said Benjamin Parsons, That Mr. Baile, a Member of the House, tendered an Attestation, signed by Samuel Eastlake, Notary Publick at Plymouth, bearing Date the Eleventh Day of October last; which purported a Complaint against Captain Avery, Commander of their Majesties Ship the King's Fisher, to the Effect following; viz.
That Benjamin Parsons, Commander of the Recovery, Burden One hundred Tons, richly loaden to the Value of Twelve thousand Pounds; bound for New England; and Abraham Passmore, Commander of the Elizabeth, Burden Sixty Tons, bound for Barbadoes; having obtained Promise of Convoy by Four of their Majesties Ships, one of which was the Coronation, Captain Thomas Raines, Commander in Chief, from whom the Attestants had and received their Sailing Orders, and Instructions to attend their Motion; the which they put themselves in a Readiness to do: But that, on the Tenth of October, the Attestants being ready to come to sail, and the Convoy being under Sail, with about Forty Vessels, Merchantmen, the said Captain Avery, with his Pinnace, boarded the Two Ships, and impressed and took away out of the Recovery Six, and out of the Elizabeth Three Men; by which Means the said Parsons and Passmore were both obstructed from following their Convoy, being detained by Captain Averye several Hours after the Convoy were under Sail, and gone out of Sight, before he could be prevailed on to let them have their Men: But that then it was so late, though they came to sail, and used their Endeavours to overtake the Fleet, and got as far off as Fowey, but could not reach any Sight of their Convoy: And it being very late in the Night, and dark, and being under Fear of French Privateers, they were forced to come back again to the said Port, yielding their intended Voyages to be lost and ruined by such the said Captain Averye's detaining and disabling them as aforesaid, as by the said Attestation more at large appeareth.
And that, to the said Attestation, the Notary Publick annexed a Letter, directed to Mr. Edward Seaward and Company, Proprietors of the said Vessels; giving them an Account of the said Protest; and also telling them, how he was vilified and abused by the said Captain Avery at the Manifesting of the Protest to him, by the said Averye and Officers, after very scurrilous and abusive Expressions, offering to draw their Swords and Bayonets on him, and threatening his Mischief; to avoid which he was forced to make his Escape by Flight, not giving any manner of Provocation.
…Resolved, That the Commissioners of the Admiralty be acquainted with the said Complaint against the said Captain Avery: And that they be desired, that, when he comes into Port, he be sent for to appear before this House to answer to the Matters charged upon him».
[Перевод:
«Что же до жалобы упомянутого Бенджамина Парсонса, – мистер Бэйл, Член Палаты, представил засвидетельствованную 11-го дня минувшего Октября Самуэлем Истлэйком, Государственным Нотариусом в Плимуте, жалобу на Капитана Авери, Командира корабля Их Величеств “Королевский Рыбак”, в следующем:
Что Бенджамен Парсонс, капитан корабля “Восстановление” тоннажем в 100 тонн и с грузом стоимостью в 12000 фунтов, имевшего местом назначения Новую Англию, и Абрахам Пассмор, капитан корабля “Елизавета” тоннажем в 60 тонн и направлявшегося на Барбадос, заручившись обещанием, что будут включены в конвой из четырех кораблей Их Величеств, в том числе “Коронации” под командованием Капитана Томаса Рэйнса, который был и Командующим всем отрядом и от коего они и получили инструкции перед выходом в море и распоряжения о дальнейшем движении и приготовились им следовать;
но что 10 Октября, когда они уже приготовились к отплытию, а корабли Конвоя и с ними около 40 торговых судов уже были под парусами, упомянутый Капитан Авери на своем Пинассе остановил оба их корабля и пришвартовался к ним [выражение «взял на абордаж» кажется все-таки слишком сильным, хотя это буквальный перевод слова «boarded»], и, насильно мобилизовав, снял с “Восстановления” шестерых, а с “Елизаветы” трех человек;
и таким образом Капитан Авери воспрепятствовал упомянутым Парсонсу и Пассмору присоединиться к Конвою, поскольку, пока его удалось убедить оставить им их матросов, прошло несколько часов со времени, как корабли Конвоя уже были под парусами, а затем и скрылись из виду; и тогда было уже слишком поздно, хотя они и вышли в море и приложили все усилия, чтобы догнать флотилию, и прошли до Фоя [Фой – город и порт в Корнуолле, примерно в 60 милях западнее Плимута], но так и не смогли хотя бы увидеть корабли Конвоя, а поскольку была уже поздняя ночь, то из боязни Французских Приватиров они вынуждены были вернуться обратно в упомянутый Порт [очевидно, Плимут], признавая, что от их предполагаемого плавания приходится отказаться, сорвано же оно было задержанием их упомянутым Капитаном Авери, лишившим их такой возможности, как и было изложено выше; в упомянутом же засвидетельствованном показании это изложено еще подробнее.
И что к упомянутому показанию Государственный Нотариус приложил письмо мистеру Эдуарду Сиварду и Компании, собственникам упомянутых судов, с отчетом об упомянутом Протесте, где излагалось также, как он подвергался поношениям и оскорблениям со стороны упомянутого Капитана Авери при выражении Протеста, когда упомянутый Авери и его Офицеры, после крайне непристойных и оскорбительных выражений, собирались обнажить свои Шпаги и Багинеты против него, угрожая причинить ему Вред, во избежание чего он принужден был спасаться Бегством, не показывая никоим образом Возмущения;
…Постановили, что Чины Адмиралтейства должны быть ознакомлены с упомянутой жалобой на упомянутого Капитана Авери, и что им должно быть выражено пожелание, чтобы при возвращении его в Порт за ним послали бы, дабы он предстал перед Палатой для ответа по касающимся его Обвинениям»]
Как это согласуется с другими сведениями об Эвери, которые приводит, в частности, Синди Вэллар? Согласно ее данным, в марте 1689 года он был мичманом (midshipman) на военном корабле «Ruppert», а «четыре месяца спустя», то есть, надо полагать, в июле, – повышен до первого помощника (chief mate) капитана 64-пушечного корабля, название которого не приводится. Поскольку годом рождения Эвери принимается 1659-й (вариант «1653», кжется, следует отвергнуть, как имеющий источником «Короля Пиратов» Дефо – книгу, наполненную самыми разнообразными, но совершенно недостоверными приключениями капитана, среди которых королевской службе места как раз не нашлось), карьера нашего героя начинает выглядеть довольно необычно.
Действительно, получается, что до тридцати лет он прозябает на низших должностях (хотя в море в те годы обычно уходили в достаточно юном возрасте, а тридцатилетие – уже глубокая зрелость), после чего за шесть с небольшим месяцев быстро «проскакивает» должность первого помощника (старшего офицера?) и к октябрю получает под команду пинасс – корабль невеликий, но вполне самостоятельный. (Этот класс судов выглядит довольно обширным, включая двух- и даже трехмачтовые; Я. Рогозинский указывает его водоизмещение до 60 тонн, но, кажется, имеет в виду только колониальные одномачтовые суда для каботажного плавания в Карибском море.) К тому же «Королевский Рыбак» капитана Авери несет службу не где-то в колониях, а в метрополии. В декабре 1689 года, когда скандал с участием капитана рассматривался в Парламенте, он еще оставался командиром пинасса и находился в море; согласно же С. Вэллар, Эвери в июне 1690 года переходит на 90-пушечный военный корабль «Albemarle» вместе с капитаном Фрэнсисом Вилером (Francis Wheeler), у которого он ранее был помощником на неназванном 64-пушечном корабле, – а в августе 1690 года увольняется из военно-морского флота (причем формулировка «discharged» может подразумевать как добровольную, так и принудительную отставку).
Биография как будто делает какую-то странную петлю в виде недолговечного командования «Королевским Рыбаком», после которого наш герой возвращается в исходное положение и продолжает свою карьеру, перейдя на больший корабль («Albemarle» – 90-пушечный линейный корабль 2-го ранга, названный, должно быть, в честь герцогского титула, дарованного генералу Дж. Монку Королем Карлом II в благодарность за услуги Монка в деле Реставрации монархии; был спущен на воду в 1680 году и прослужил до 1749-го с реконструкцией в 1726-м и переименованием в «Union» в 1709-м), – чтобы уже через два месяца покинуть службу.
Даже если считать, что скандал оказался роковым, и самостоятельное командование кораблем было после него отнято у провинившегося Авери (например, в начале 1690 года), – дальнейшее преследование, вплоть до отставки, за проступок, однажды уже повлекший серьезное наказание, кажется слишком жестоким; да и проступок-то был вполне в порядке вещей в то время – капитаны Королевского Военно-Морского Флота считали себя вправе пополнять свои команды за счет купеческих судов. Хорошо известен случай из карьеры знаменитого капитана Кидда, который был даже не купцом, а приватиром с королевским патентом (выданным, кстати, в целях борьбы с недавними подчиненными Эвери – уже пирата: капитанами Томасом Тью, Томасом Уэйком, а также Вильямом Мэйсом, вполне возможно, известным как «Вильям Мэй» из флотилии Эвери). Галера Кидда «Adventure» была вскоре после отплытия из Дэптфорда 6 сентября 1696 года остановлена военным кораблем «Duchess», капитан которого, не обращая внимания на патент и поставленные Кидду задачи, снял с галеры чуть ли не половину экипажа.
Можно задаться также вопросом, почему офицер со столь богатым опытом, как Эвери, получил должность не выше старшего помощника на приватире рангом ниже (сравним 46-пушечного «Карла» с 64-пушечным военным кораблем, на котором Эвери якобы уже занимал такую же должность). С другой стороны, не имея сведений о капитане Гибсоне и его стаже, а также о принципах, по которым набирались офицеры на приватирские корабли «испанской экспедиции», все эти соображения также нельзя характеризовать иначе, как косвенные.
Разумеется, в условиях отсутствия или скудости документальных свидетельств всегда остается место для самых разнообразных домыслов и реконструкций, а также для случайностей, которые невозможно предугадать, но которые вполне могут коренным образом изменить человеческую судьбу. Владельцы или капитаны кораблей, на команды которых посягнул капитан «Королевского Рыбака», могли иметь высокопоставленных родственников, компаньонов или покровителей, не успокаивавшихся до тех пор, пока несчастный офицер не был затравлен окончательно; с другой стороны, отставка могла быть вызвана какими-то другими провинностями или, к примеру, болезнью.
Велик соблазн все-таки принять эту версию, соединив ее с предположениями Рогозинского об участии Эвери в работорговых операциях и даже пиратстве на Багамах в начале 1690-х годов. Более того, тогда можно строить и предположения о нескольких именах пирата. Ведь его известное прозвище «Долговязый Бен» звучит вполне по-пиратски, а если Генри Эвери принял имя Бенджамина Бриджмена после 1695 года для маскировки, то времени на то, чтобы прозвище за ним закрепилось, просто не остается: став Бенджамином, он должен был тут же исчезнуть из поля зрения своих недавних соратников и подчиненных. Противоречие как будто разрешается предположением, что «Бриджменом» Эвери-Авери стал на Багамах, чтобы не компрометировать подлинного имени, а при вербовке на приватир вернулся к нему, поскольку должен был подтвердить свою службу в Королевском Флоте. К сожалению, никто не говорит определенно, под каким именем будущий (а может, и недавний) пират был зачислен в команду «Карла», и в любом случае необъясненной остается «биографическая петля».
Впрочем, подобные реконструкции имеют под собою не больно-то твердое основание. Дело даже не в разночтениях – Every, Evarie, Avery, Averye, или что-либо похожее: написание фамилий в ту эпоху еще зачастую выглядит неустоявшимся, и фамилию того же Тью, к примеру, писали и как «Tew», и как «Too». Просто одна-две даты, один-два случая, которые мы можем (или привыкли) считать достоверными – это слишком мало для проведения по ним чьей-то «линии судьбы». К сожалению, об этом часто забывают даже профессиональные историки…
…Так сколько же их было, капитанов? Один, двое, трое? И как их звали по-настоящему? И узнаем ли мы об этом когда-нибудь?..
|