Карл-Хейнц Марквардт

Арабские суда
 


Из книги «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века»
(перевод с немецкого А.А. Чебана. Изд. 3-е. Л., 1991. С. 157–161).


Дау

В то время, когда европейские первооткрыватели только ступали ногой на индийскую и восточно-азиатские земли, арабские суда уже столетиями раньше вели оживленную торговлю с этими регионами. Расцвет судостроения способствовал развитию торговли и, как в европейском судоходстве, так и здесь имелись различные типы судов. К сожалению, об этом времени арабского судоходства известно очень немного. Во многих местах Аравии суда и сейчас изготовляют теми же способами, что и сотни лет назад – вручную. В 30-е годы XIX в. Э. Пари, будучи юным офицером, во время своих плаваний в Тихом океане сделал зарисовки типов судов, которые еще и сейчас сходят со стапелей, и с уверенностью можно полагать, что такими же они были и за 100 лет до Пари.

В обычном разговорном обиходе арабские суда называют дау. Это слово пришло из диалекта суахили, и арабы никогда его не применяли. «Дау» первоначально обозначало маленькое суденышко с остроконечной кормой из Занзибара. Арабские моряки называли свои суда по наименованию их типов, а их было великое множество. Эти суда имели острую или плоскую корму и одну, две и, как исключение, три мачты. Имели не обычное латинское вооружение Средиземноморья, а так называемое «сетти» – вооружение, где «сетти»-парус – латинский парус с наветренной шкаториной. Поэтому этот парус был не треугольным, а четырехугольным, происходившим от арабских судов.


Багала


Это судно, название которого можно перевести как «мул», было основным первозчиком грузов в арабской торговле. Его водоизмещение составляло 150–500 т, оно имело две, а иногда и три мачты. Отличительные его черты – сплошная палуба, галф-дек и прямой, сильно вываленный вперед форштевень, оканчивавшийся вырезанной столбовидной головкой. Кормовая часть выделялась украшенным транцем, боковыми карманами и круглой кормой. Именно здесь очень заметно влияние европейских судов XVII и XVIII вв.

У большинства арабских судов мачты имели наклон вперед, и грот-мачта, стоявшая в степсе позади наибольшего бимса, принайтовлена к столбу, поставленному с тем же наклоном, что и мачта, и в том же степсе, но впереди наибольшего бимса. В топе мачты в зависимости от величины судна находились 1–2 шкив-гата со шкивами – блок-шкивы. Сбоку мачты удерживались 2–3 парами вант, поставленных на тали, а грот-мачта впереди имела грота-штаг, проведенный к внутреннему штевню. Этот штаг тоже стоял на талях. Рю была из одной штуки дерева, а на больших судах из нескольких штук, принайтовленных друг к другу. В середине рю был принайтовлен фал-кламп. Фал рю крепили к фал-клампу, а не прямо к рю.

Этот фал рю, одиночный или двойной, проводили через шкив или шкивы в топе мачты и наискосок вниз на палубу, где заканчивали многошкивным блоком. Кнехт, наклоненный как фал и стоявший посередине судна перед ютом, своими врезанными шкивами представлял второй блок талей фала. На больших судах этот кнехт имел два ряда блок-шкивов. В нижнем ряду три шкива для фала и над ними два других для дирик-фала. Последний от верхней трети рю вели через блок в топе мачты, затем по направлению фала вниз и заканчивали двухшкивным блоком, соеиненным талрепом со шкивами кнехта.

Простой затягивающийся ракс-бугель держал рю у мачты. Лопарь бугеля проводили к палубному блоку вблизи кнехта. Тяжелые рю имели и рю-галс, который в виде талей проходил на нос к «анкер-бимсам». Рю вооружали и эренс-бакштагами. Парус рю имел раскрой «сетти», и его верхняя шкаторина под рю переходила в небольшую наветренную шкаторину, шедшую под малым углом по отношению к верхней, и, следовательно, парус был четырехугольным. Он имел галс, шкот и 1–2 горденя для уборки паруса.


Ганья

На багалу очень была похожа ганья. Это судно водоизмещением от 70 до 200 т и со значительно меньшей орнаментовкой в кормовой части. Дискообразное украшение носового штевня также отличалось от багалы.


Бум

Если рассмотренные выше типы судов были с плоской кормой, то бум – наибольшее арабское судно с остроконечной кормой. На этом судне сохранялись еще первоначальные формы арабских судов, пока под европейским влиянием не появился плоский транец.

Бум не имел изогнутого штевня, линии судна были очень простыми. Резной орнамент отсутствовал, и единственным украшением были раскрашенные полосы. По вооружению бум был двухмачтовым и выглядел, как багала. Его водоизмещение составляло от 60 до 200 т. Несмотря на небольшое водоизмещение, ганья и бум совершали дальние морские рейсы и, как багала, были трампами Индийского океана. Родиной же этих трех типов судов являлся Персидский залив.


Самбук



Если багала, ганья и бум являлись «домашними» судами Персидского залива, то самбук был типичным большим судном Красного моря. По конструкции это судно подобно ганье, но без резного орнамента. Вместо этого его богато украшали геометрическими узорами.

Водоизмещение самбуков составляло от 30 до 200 т. Наибольшие из них имели сплошную палубу, а меньшие были открытыми и имели палубу только под ютом. Большие и средние самбуки всегда несли две мачты, в то время как малые иногда не имели бизань-мачты. Такелаж эих судов был подобен такелажу багалы, но имелись и отличия, что видно при сравнении чертежей вооружения. В зависимости от погодных условий грот несли трех размеров. Самбуки в основном совершали торговые рейсы между африканским побережьем и арабскими гаванями Красного моря, а также между арабскими гаванями и Бомбеем или Занзибаром.


Зарука

Предшественником остроконечной кормы самбука называют заруку (нем. Zaruk). Это было судно Йемена и южной Аравии, открытое, с 1–2 мачтами. Обычно грузоподъемность заруки составляла меньше 100 т.


«Джехази»


Это судно представляло собой разновидность самбука на Занзибаре. Оно было значительно меньше самбука и имело только одну мачту. Мачта была вертикальной или слегка наклоненной вперед и так же, как и мачта самбука, принайтовлена к столбу, стоявшему перед мачтовой банкой. Парус («сетти») был небольшой, поэтому вооружен очень просто. Эти маленькие парусники обладали хорошими мореходными качествами. На них перевозили товары между Занзибаром и африканским материком, а также между Мадагаскаром и Аденом.




Книжная полка


Капитанский мостик Биография капитана Эвери Пираты, корабли, океаны... Даниэль Дефо Бутылочная почта

Сайт создан в системе uCoz